Дом как духовная ценность

«Дом» – одно из тех важнейших понятий и явлений, которые формируют и определяют наше мировоззрение (если говорить о каждом из нас) и менталитет (если иметь в виду традиционные культурно-философские и социально-бытовые представления нации, народа, цивилизации). Дом – одна из главных ценностей нашей жизни, он укоренён в нашем сознании и как понятие корневое, питая, разрастается во множестве взаимосвязанных представлений и значений; основные из них, зафиксированные в словарях русского и некоторых европейских языков, – здание, семья, очаг.

B.C. Непомнящий (российский литературовед, доктор филологических наук) обозначает спектр значений, в котором традиционно существовало понятие «дом» в русской культуре:

— Дом – жилище, убежище, область покоя и воли, независимость, неприкосновенность.

— Дом – очаг, семья, женщина, любовь, продолжение рода, постоянство и ритм упорядоченной жизни, “медленные труды”.

— Дом – традиция, преемственность, отечество, нация, народ, история.

— Дом, «родное пепелище» – основа «самостоянья», человечности человека, «залог величия его», осмысленности и неодиночества существования.

Итак, дом – понятие сакральное, онтологическое, величественное и спокойное; символ единого, целостного большого бытия.

В. Андреева (автор энциклопедии символов, знаков, эмблем) объясняет синонимичность понятий «дом» и «храм», опираясь на традиции народных верований. Дом изначально мыслился как святилище Рода, населенного духами предков. В. Андреева, рассматривая европейскую культуру, связывает разделение дома на служебные и жилые помещения с представлениями о разграниченности возвышенного и земного, плотского и духовного миров.

В русском фольклоре отражено множество взглядов на дом. В свадебных обрядовых песнях дом невесты противостоит дому жениха как «своё – чужое» (это связано с тем, что в русской традиции жених приводил невесту в дом своих родителей, «забирая» её у её родной семьи). В народной традиции прослеживается сильная связь дома с человеческим телом (наименование отдельных частей, их обрядовая функция) и человеческой мыслью (или, можно сказать, жизнью). Крыша и потолок соответствуют голове, боковые стены – лицу, окна – глазам, двери и ворота – рукам.

Как в свадебном, так и в родильном, похоронном обрядах подчёркивается главная функция дома. Через дом проходит граница с внешним миром и обеспечивается контакт с миром потусторонним.

Поскольку все духовные и жизненно-важные вопросы так или иначе оказываются связанными с образом «дома», «дом» теснейшим образом связан с бытием, а «бездомье» с небытием.

Дом, таким образом, можно отнести к числу основополагающих архетипов (от греч. аrche – начало и typos – образ) нашего сознания. Архетип дома олицетворяет собой некоторое внутреннее пространство, противостоящее враждебному внешнему миру, некий космос, где человеку уютно и спокойно, в отличие от хаоса, царящего за стенами дома. Кроме того, это еще и вековые жизненные ценности: счастье, достаток, единство семьи и рода.


Как построить дом © 2013